В мире птиц дроздов можно отнести к добротным архитекторам. Их сооружения отличаются особой устойчивостью к износу. Не случайно старые гнезда певчих дроздов и рябинников используются иногда куликом чернышом. Кроме того, оказывается, вторичное использование старых гнезд самими строителями – также вполне возможное событие. В чем мне удалось убедиться в этом году на собственной практике.
До недавнего времени я считал, что дрозды каждый раз делают новые гнезда. В литературе я не встречал информации на счет «вторичного рынка жилья», поэтому, когда столкнулся с этим на практике, ненадолго почувствовал себя первооткрывателем. Только в книге Вадима Константиновича Рябицева «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» я нашел буквальное подтверждение моего «открытия»: «Грязевая чаша сохраняется несколько лет, и нередко рябинники используют старые гнезда, но не просто достраивают их, а сооружают новое поверх старого». Правда в моем случае, гнездо было именно старое, и в лучшем случае птицы лишь добавили подстилки. Внутренние стенки гнезда были уже голыми, когда в них вылупились птенцы… Но обо всем по порядку.
Если говорить о дроздах-рябинниках, они всегда крайне требовательны к надежности точки опоры гнезда, поэтому удобные в этом плане деревья, точнее даже конкретные части деревьев, в колониях рябинников особенно ценятся. Исходя из этих соображений, по окончанию гнездового сезона, я одно время даже сбрасывал старые гнезда рябинников на землю, чтобы с одной стороны освободить место для нового гнезда в следующую весну, а с другой не проверять повторно старые гнезда. Узнав позже, что гнезда дроздов могут занимать черныши, я перестал вмешиваться в естественное течение дел. Пришлось запоминать конкретные «старые» гнезда рябинников, чтобы лишний раз не проверять их каждый сезон. Так вот одно из таких гнезд, мне запомнилось особенно хорошо. Рябинники свили его на толстой боковой ветке ветлы, недалеко от тропинки, поэтому гнездо всегда бросалось в глаза при каждом посещении места колонии. Даже зимой это гнездо красовалось как-то обособленно, всякий раз удивляя меня своей целостью и невредимостью. И вот это самое гнездо известно мне в течение 3-х лет, а то и больше. Я даже помню, как фотографировал у гнезда дроздов из укрытия, но поскольку делал это объективом в 300 мм, угол съемки был слишком неудачными и я удалил впоследствии все фото. Внешний вид гнезда не поменялся и в этом году. Проходя мимо, я очередной раз отметил, какие же молодцы рябинники как строители. И вдруг на кромку этого гнезда сел рябинник с пучком червей в клюве! Из безжизненного с виду гнезда тут же поднялись голодные головы птенцов. Вот так номер! В следующий же вечер я пришел к гнезду с новым супертеливиком в 600 мм и комфортно пофотографировал рябинников у гнезда без использования укрытия. Позже, когда птенцы уже вылетели, я еще сфотографировал лоток гнезда.
Вообще колония дроздов-рябинников я регулярно навещаю с начала столетия, но с подобным я сталкиваюсь впервые. Так что случай для меня не такой уж обыденный. Интересно, как обстоят дела с вторичным использованием гнезд рябинниками в других регионах. В замечательном издании Мальчевского и Пукинского «Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий» об этом ничего не сказано. Хотя издание в целом отличается очень подробным описанием особенностей размножения птиц. В не мене подробном труде Сотникова В.Н. «Птицы Кировской области и сопредельных территорий» тоже ничего не сказано об использовании рябинниками старых гнезд.
И еще одно свежее наблюдение по теме. В этом году дубонос свил гнездо поверх старого, а возможно вообще использовал почти полностью старое гнездо, на дикой яблоне. Это гнездо я обнаружил в июне 2010 года. 11.06.2010 в гнезде было 5 яиц. 06.06.2012 в этом же самом гнезде – 3 птенца и 2 яйца. Кстати, внешне небрежно сплетенные гнезда дубоносов тоже очень хорошо сохраняют форму несколько лет.
Спасибо за ваши лайки и комментарии |