Пернатая молодежь (окончание)
Слётки (часть II)
(Читать начало...)
Он вылупился последним и теперь воровато поглядывал из дупла наружу. Неподалеку, на полузасохшей осине, сидела его мама – большая синица. В клюве у нее была аппетитная гусеница, но мама почему-то не хотела отдавать ее малышу. Одиннадцать братьев и сестер, не так давно притесняющие его в темном дупле, устроились на ветке липы и зычно пищали на весь лес, будоража родительский инстинкт папы, который только и успевал летать за кормом. Последний «герой» уже достаточно проголодался и поэтому вторил желторотым соплеменникам что было духу. Однако синица-мать стояла на своем. Синичонок решился: собрался с силами и вынырнул из дупла. Как-то сами собой заработали еще не окрепшие крылья, и, маневрируя хвостиком, птенец перепорхнул на дерево, где сидела мама с гусеницей. Правда он немного не рассчитал и угодил на другую ветку. Пораженный собственным полетом, птенец вцепился в ветку как клещами и попытался прийти в себя. На мгновение он даже забыл, что он летел за гусеницей, которой заботливая мамаша выманивала его из дупла. Но через секунду желанное лакомство уже была во рту у птенца – мама прилетела поощрить робкого «пилота». Теперь синичонок мог смело называть себя настоящим слётком!
Слёток – так принято называть птенца, который недавно покинул родное гнездо, то есть буквально слетел. К этому возрасту птенцы обычно приближаются по размерам к своим родителям или достигают достаточного развития для осуществления первых маневров в воздухе. А у мелких птиц слётки могут весить даже больше, чем взрослые. Это связано с тем, что первое время на процесс освоения лётного дела будет потрачено много энергии.
Слётки первое время носят юношеское оперение, называемое по-научному ювенальным (ювенильным). У многих окраска схожа с взрослыми особями, чаще – с самками, так как их «камуфляж» обычно менее броский. Но есть и такие виды птиц, слётки которых заметно отличаются от взрослых. Так, например, у молодых желтых трясогузок охристое брюшко, по бокам горла и на зобе черно-бурые пестрины, тогда как у взрослых низ светло-желтый (самки) или желтый (самцы). Пеструю окраску имеют и молодняк сизой чайки. Наконец, черный фрак с белыми пестринами слётка варакушки вообще скорее напоминает раскраску скворца, чем хотя бы одного из родителей. В преобладающем большинстве случаев характер оперения слётков зависит, видимо, от условий окружающей среды и выполняет функцию маскировки. Хотя некоторые элементы оперения могут играть и роль своеобразных ярлыков. Ярким примером может служить красная шапочка на лбу молодых птиц у больших пестрых дятлов. У самок красных меток на голове нет вообще, а у самцов имеется лишь небольшая красная полоска на темени. Очевидно, что подобные «знаки отличия» важны в первую очередь для самих дятлов.
Помимо различий в окраске оперения выдает слётка его клюв. Обычно он развит еще недостаточно и имеет желтую окантовку, за что птенцов и называют желторотиками. У молодых грачей клюв окрашен в более темный цвет, который стирается с возрастом, т.к. добыча пищи тесно связана с «земляными работами». А слётки клестов отличаются тем, что вершины надклювья и подклювья не перекрещены, и поэтому первое время они не в состоянии сами вытаскивать семена из шишек.
Наконец, голос молодых птиц заметно отличается от позывов взрослых. Обычно это жалобно-пищащие звуки, которые хорошо слышно на большое расстояние. Это позволяет родителям без труда обнаружить и покормить свое чадо. Летний лес буквально «пищит» со всех сторон сотнями ртами голодных птенцов. А ближе к ночи далеко разносятся свисты слётков ушастых сов.
Помимо добывания пищи и освоения азов полёта слёткам предстоит научиться и основным сигналам тревоги, агрессии и т.п. А самцы певчих к весне должны так отточить свои вокальные способности, чтобы суметь постоять и за выбранную для гнездования территорию, и за свою избранницу. Но до этого слёткам еще далеко. Впереди у них самый опасный период жизни, когда из-за отсутствия опыта или недостаточной осторожности в лапах хищников гибнет немало желторотиков.
Охотников до легкой добычи предостаточно: это и вездесущие серые вороны, и соколы с ястребами, и четвероногие хищники, среди которых не последнюю угрозу представляют бродячие кошки. До половозрелого возраста доживают только самые осторожные птенцы, а изначально свойственная молодым птицам доверчивость и дружелюбное отношение к неизвестному улетучиваются в первые недели жизни. Конечно, большое влияние на формирование «мировоззрения» оказывают родители, которые характерными сигналами предупреждают о приближения хищника. Как не печально, но и человек входит в разряд опасных для птенцов объектов. Поэтому, если сегодня слёток по наивности и подпустил вас довольно близко, то уже завтра, наслушавшись предупредительных криков взрослых особей, он будет более подозрителен и осторожен.
Мелкие воробьиные достаточно быстро осваиваются с самостоятельной жизнью, что позволяет некоторым видам успеть вывести за сезон размножения два, а в южных районах и три выводка. Это своеобразная стратегия выживания объясняет одну из причин такого обилия больших синиц, зябликов, домовых воробьев и других пернатых, успевающих воспитать в средней полосе по два выводка за весенне-летний период.
Обычно небольшие семейки слетков объединяются в конце лета в крупные стаи и кочуют в поисках корма вместе с взрослыми особями вплоть до отлёта, если это перелетные птицы. Оседлые же продолжают вести по преимуществу стайный образ жизни весь осенне-зимний сезон. И только крупные птицы, у которых ярко выражен дефицит кормов, предпочитают держаться обособленно. Среди таких «единоличников» самые известные представители это ворон, ястреб-тетервятник, неясыти, в какой-то мере большой пестрый дятел.
Однако наши слётки уже совсем возмужали, и их впору называть теперь сеголетками. Они уже не нуждаются в опеке взрослых. Многие перелиняли, сменив ювенальное оперение на взрослое. Впереди одних ждут испытания миграцией, других – холод и бескормилица зимнего сезона. Из доброй дюжины синичат, с которыми мы познакомились летом, до спасительной весны дотянут всего один, в лучшем случае, два птенца. И это будут самые сильные, самые смышленые, самые шустрые особи. Для слабых и беспечных в природе места нет.
10 апреля 2007 г.
назад (на страницу "публикации 2007")