Феномен Сычика

Сычик думает как сычик. Человек как человек. Чтобы понять мысли птицы, изучают ее поведение в зависимости от ситуации.

Glaucidium_passerinum_2016_1120_1254

Воробьиный сычик, Москва

Возьмем для примера серых ворон. Вот пара птиц орудует на мусорке. Я прохожу мимо ворон в нескольких метрах без остановки. Птицы даже не дернулись. Но вот я остановился и направил в сторону серых ворон «глаз» объектива. Птицы тут же взлетели. Так выглядит осторожность. Поведение птиц говорит о страхе.

Противоположный пример – синицы и белки в парках столицы. Даже если остановиться вдали от кормушек, большие синицы, лазоревки и белки подлетают и подбегают в ожидании угощения. Очевидно, что в этом случае человек не только не ассоциируется с угрозой, но наоборот, связан с благоприятным ожиданием.

Теперь можно вернутся к сычику. Что он делает, когда вокруг собирается группа наблюдателей? Остается на месте. А если и улетает, то не сразу. То есть напрямую связать избегание сычика с излишним вниманием не получается. Обратного действия тоже не замечено: специально сыч к людям не подлетает. Но что делает сычик, если заметил мышь под ногами людей? Он атакует добычу так, словно вокруг и нет толпы фотоохотников!

В парках Москвы мышевидные грызуны и небольшие воробьиные птицы (чаще большие синицы) составляют основу рациона воробьиного сычика. И те, и другие комфортно себя чувствуют в присутствии людей. А, например, синицы даже слетаются к людям. В этом смысле человек не только не мешает, но, в известной мере, даже способствует успешности охоты сычика.

Сычик поймал большую синицу. Москва, парк ГБС

Сычик поймал большую синицу. Москва, парк ГБС

Понимает ли сыч эту связь? Вопрос сложный. Но то, что поведение птицы выглядит «разумным» по отношению к человеку – это факт. Важно только оговорится, что подобное отношение характерно для холодного периода года, когда сычик активен в светлое время суток и не обременен семейными хлопотами. Весной отношение самой маленькой совы к излишнему вниманию может поменяться. И это будет оправдано. Ведь если взрослая птица при желании легко избегает контакта с медлительным хищником в лице человека, то яйца или птенцы могут оказаться под угрозой.

Коллективная фотохота на воробьиного сычика. Москва

Коллективная фотохота на воробьиного сычика. Москва

Пристальное внимание к сычику со стороны человека с биологической точки зрения осенью и зимой оказывается нейтральным по степени воздействия на благосостояние особи, которой перепало такое «счастье». Угроза кроется вовсе не со стороны природной реакции или самой группы наблюдателей. Неприятности приходят от другого человека. Того, кто решил завести себе «милую сову». Или, что еще хуже, кто решил поймать ее, чтобы продать в качестве домашнего питомца. Поэтому, как минимум отчасти, свидетели так неохотно делятся информацией о месте, где видели прекрасного сычика или другой совы. Есть и другие причины – у каждого – свои. Этикет съемки – субъективное понятие. Связано это с разным уровнем знаний, опыта, воспитания, понимания физиологических и иных основ поведения животных. Не всё и не всех мы готовы принять, как есть. И в этом, кажется, нам есть, чему поучиться у воробьиного сычика.

Сычик доверяет людям. И это доверие лежит в основе нашей любви к нему.

Спасибо за ваши лайки и комментарии

Оставьте отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментари.