Деревня. 5 июня. В саду красиво поет садовая камышовка. Голос у нее нежный, разнообразный.
– Соловья снимаешь? – спросила бабулька.
– Неее, – говорю, – это не соловей….
Это садовая камышовка.
С этими словами я включил на фотоаппарате визирование по ЖК-экранчику и показал на бурую птичку на ветви яблони. Бабулька прищурилась.
– Ну, соловей и есть! Я же говорю.
Я улыбнулся.
«Соловей» оказался на удивление смиренным, и подолгу сидел на выбранных позициях, выводя бесподобные рулады. А ведь и правда песня хороша, чудо как хороша!
Обычно садовую камышовку увидеть непросто. Поскольку не сидит она подолгу на одном месте, да и держится в кустарнике или высокотравье, особенно в крапиве.
По-английски птичка называется Blyth’s Reed Warbler. Как переводится первое слово, я так и не понял. Вторая часть имени означает тростниковая славка, или вроде того. Однако в тростниках мне гнездо садовой славки ни разу не попадалось. Эта птичка любит влажные места, но вполне может довольствоваться и просто тенистым местом, в том числе в саду, на огороде или дачном участке. То есть русское имя более чем оправданно. Чего нельзя сказать о виде-двойнике – болотной камышовке.
Эта птичка очень похожа на садовую, но вопреки «фамилии» держится сухих открытых мест с высоким травостоем: крапивой, репейником и т.п.
И все же иногда гнездовые биотопы садовой и болотной камышовок перекрываются, особенно на границе открытых мест и тенистых.
Так что место обнаружения птицы или гнезда не всегда является 100% гарантией правильности определения вида.
Более надежными критериями можно считать песню и… яйца. Не смотря на внешнюю схожесть птичек, окраска яиц отличается достаточно хорошо. Точнее, как. У болотной камышовки окраска скорлупы почти всегда примерно одинаковая.
А вот рисунок и оттенки у садовой камышовки куда более изменчивы.
Не смотря на изменчивость окраски скорлупы садовая камышовка вполне может быть воспитателем кукушонка. Летом я экспериментировал с подкладкой чужих яиц в гнезда различных воробьиных птиц. В том числе подложил одно маленькое яйцо славки-завирушки в гнездо садовой камышовки с четырьмя красноватыми яйцами.
Птичка скоро вернулась в гнездо и села насиживать яйца как ни в чем не бывало. Конечно, это не значит, что все родственники столь беззаботны, но наличие терпимых особей лишний раз подтверждается.
А вот на этом фото можно посмотреть, как проверяется степень насиженности яйца.
Вы, наверное, в курсе, что в случае с водоплавающими птицами определить сроки инкубации методом погружения в воду можно относительно точно. (см. картинку из книги Полевые исследования наземных позвоночных, Нумеров, Климов, Труфанова).
С воробьиными птицами можно, по крайней мере, констатировать что кладка свежая, если яйца быстро тонут. Принцип метода основан на том, что по мере инкубации яйцо теряет влагу, становится легче, то есть падает его плотность. Общаясь как-то с Романом Лушковым, я выяснил некоторые детали на этот счет.
Если яйцо вообще плавает и не тонет, это значит, что оно в любом случае насижено. Острым же концом вверх, наверняка болтун с прохудившейся воздушной камерой. Сроки насиженности определяются по тому, с какой скоростью яйцо всплывает на поверхность (тупым концом, из-за воздуха в воздушной камере). Если яйцо рукой подтянуть ко дну, и отпустить, а яйцо при этом чуть ли не ракетой пустится к верху, яйцо насижено очень сильно, и срок вылупления у мелких певчих птиц будет примерно дней через 4-5, может даже меньше. Если яйцо со дна поднимается на поверхность не быстро, то ждать явно больше недели.
Бывают яйца, которые опускаешь в воду, а они плавают на поверхности. Всегда существует мнение, что яйцо трогать не нужно: плавает – значит насижено. Но бывают, например, 4-х дневные яйца, в которых есть совсем небольшие зародыши, сформированный крупный желточный мешок, и так называемый водный тест у них – отрицательный, т.е. яйца плавают тупым полюсом вверх. Но если мы эти яйца чуть притопим пальцем – они тут же пойду ко дну, хоть и не так быстро, как свежие.
Предупреждая вопросы на счет вмешательства сразу отмечу, что опускание яиц в воду не оказывает отрицательного воздействия на дальнейшее развитие зародышей и успешность вылупления. Более того. Порой при измерении яиц можно слегка повредить скорлупу, особенно на финальных стадиях инкубации. И не нужно изымать эти случайно поврежденные яйца из кладки! Из них вполне могут вылупится птенцы, ничем не уступающие в развитии своим собратьям. Особенно это относится к небольшим вмятинам на тупом конце, где расположена воздушная камера – повреждение скорлупы в тупой части наиболее вероятно из-за пустоты под скорлупой. Однако это эта вмятина не затрагивает развивающийся зародыш, поэтому есть вероятность, что все будет хорошо.
Кстати, друзья. Если кто знает, где можно почитать дополнительно об определении степени насиженности кладки воробьиных птиц, сообщите, пожалуйста, где-нибудь в комментариях или в личку.
Заранее благодарю.
И – всем добра!
Спасибо за ваши лайки и комментарии |