Сотни птиц улетают из средней полосы России на зимовку. Однако есть и такие, которые появляются у нас только в зимнюю пору. Самые видные среди них – это свиристели – замечательные птицы с элегантным хохолком и мелодичным посвистом. Стайки свиристелей появляются уже с середины осени. Прожорливые птицы всей ватагой налетают на плоды и ягоды, поедая их целиком. Боярышник, рябина, калина и другие ягоды, доступные в холодное время года – составляют основу зимнего рациона. Охотно едят свиристели и семена березы. Так же как и снегири, свиристели регулярно возвращаются на облюбованные деревья. Но есть и важное отличие в месте фотоохоты.
Так свиристели, кормящиеся на территории Москвы, гораздо терпимее к близкому присутствию человека, порой даже вообще не обращают внимания на пешеходов в людных местах. Фотографировать же свиристелей с подхода в сельской местности крупным планом мне пока по-хорошему не удавалось. Разве что как-то в конце марта я довольно близко подошел к одинокому свиристелю, который подкреплялся провисевшим всю зиму на дереве, сморщившемся яблоком. Между мной и птицей было плотное сплетение веток садовых деревьев, что отчасти, видимо, придавало птице уверенности в том, что я не смогу при всем желании быстро и беспрепятственно на нее набросится.
Гораздо больше возможностей получения удачного кадра представляет съемка стайных птиц в людных местах. Одни и те же птицы по-разному ведут себя даже в пределах небольших территорий. Это я выяснил на практике, снимая совсем недавно стаи галок в Москве. В районе станции метро Дмитровская птицы подпускали к себе не ближе, чем на 10-30 метров, при этом стоило мне приступить к съемке, как в стае обязательно находились особенно беспокойные птицы, которые вскоре увлекали за собой собратьев. Однако те же галки, в тот же самый день, не обращали на меня никакого внимания, когда я охотился на них у Савёловского вокзала (станция метро Савёловская). Птицы подпускали вплотную.
Сходным образом ведут себя и свиристели. Успешнее всего мне удалось пофотографировать этих птиц недалеко от Тимирязевского парка на Пасечной улице. Свиристели облюбовали деревце боярышника с богатым урожаем. То и дело по тротуару мимо проходило много пешеходов, поэтому на то, что один из «пешеходов», остался рядом с деревом, птицы не обращали внимания. Иногда птицы резко взлетали и делали круг, чтобы вернуться к месту кормежки. В этом случае они чем-то напоминали снегирей. Только в отличие от последних, свиристели отрывались от трапезы гораздо реже.
В другой раз я охотился на свиристелей, оккупировавших школьный сад в Коптевском районе столицы. Тут птицы были менее доверчивы, и пришлось довольно долго приучать их к своему присутствию. В конце концов, оказалось, что легче всего птиц фотографировать из-за высокой металлической изгороди. Тут я воочию смог убедиться в умственных способностях пернатых, понимающих, что изгородь служит надежным барьером. К счастью, пространство между прутьями были достаточно большими, чтобы можно было компоновать кадр, избегая попадания в него элементов изгороди.
Таким образом, в Москве можно довольно успешно фотографировать свиристелей. При этом выбирать места для фотоохоты лучше такие, где больше людей. Да, избежать зевак и добрых советчиков вам не удастся, но зато и свиристели будут более сговорчивыми.
13 декабря 2009 г.
Спасибо за ваши лайки и комментарии |