Два охотника

Оригинальный текст представлен внизу страницы















Коллекция птичьих гнезд

Так уж сложилось, что я безумно и бесповоротно влюбился в прекрасный и загадочный мир птиц. Кто будет спорить с тем, что и обликом их, и пением, и способностью летать испокон веков восхищались и восхищаются люди? Жаль только, часто мы забываем о красоте, которая рядом с нами.

Многие из нас коллекционировали в детстве почтовые марки, открытки и тому подобные вещи. Именно пристрастие к сбору коллекции изначально было сильным стимулом моих бесконечных поисков птичьих гнёзд. И как же благодарен я своему бескомпромиссному любопытству и азарту! Сколько незабываемых моментов пережил я благодаря им!

Нет, перья птиц я не коллекционировал – как-то не прижилось. Я стал собирать коллекцию птичьих яиц. Что в них особенного? Окраска, в первую очередь – окраска. Это только куриные яйца скучного белого цвета. А вот яички большинства диких пернатых удивляют разнообразием своей окраски. Тут и пресловутые голубые яйца певчего дрозда, и зеленоватые в бурую крапину – врановых, и розовые яички зелёной пересмешки… Не верите? И я не верил, пока не увидел собственными глазами. А когда увидел, то не смог побороть искушения начать коллекционировать яйца птиц.

Увы, не только сорванные цветы вянут и теряют свою естественную красоту. Как ни прятал я драгоценные трофеи от солнечного света в коробке, со временем окраска тускла, и только надписи помогают определить порой, чьё яичко почти обесцветилось в ячейке с ватой. Мало того, если не выдуть содержимое яйца (это очень сложно сделать с мелкими, как арахис в шоколаде, яичками воробьиных птиц), то скорлупа может треснуть со временем, и экспонат будет испорчен. К тому же есть немало видов птиц, которые, не задумываясь, бросают кладку (особенно на первых стадиях) при малейшем вмешательстве.
Фотография! Вот что сохраняет краски. Фото не выцветет на солнце и… не лопнет при неосторожном  обращении. Даже прикасаться к гнезду не надо!

Дроздиные «жемчужины»
Спутать гнездо певчего дрозда ни с каким другим невозможно. Лоток, слепленный из глины и земли, когда подсыхает, становится твердым, точно кто-то оштукатурил гнездо изнутри. Да и яйца у дрозда особенные – нежного бирюзового цвета с редкими черными точками. Вот уж действительно не понятно, зачем нужна такая броская окраска скорлупы?!
И какая «несправедливость»! Удержаться от искушения взять в руки голубые «жемчужины» невозможно. А ведь певчие дрозды, как никто другой, с легкостью бросают кладку при малейшем подозрении на вторжение. Так что если и посчастливилось Вам встретить гнездо с небесного цвета яйцами, не стоит испытывать терпение наших лесных певцов.

Зяблик
Прекрасно маскирует свое небольшое, как половина крупного яблока, гнездо всем известный зяблик. В наружных стенках его постройки обязательно имеются полупрозрачные белые ленточки из бересты березы и зеленый мох, который благополучно сливается с сероватой корой дерева. Но зяблик – не редкий вид, поэтому мне часто приходилось случайно находить его гнездышко с уютным лоточком, в котором обычно лежит 4-5 желтоватых или голубоватых яичек с крупными и мелкими пятнышками.

Овсянкино гнездышко
Далеко не все птицы вьют гнезда на деревьях. Овсянка, например, размещает свое гнездо прямо на земле, у какой-нибудь кочки или кустика. Плетеная корзиночка прочно закреплена среди травы, а внутри розоватые, точно художником-импрессионистом разрисованные, яички. Тут вам не просто крапинки и пятнышки, но и темные линии, запятые, черточки на основном фоне.
Увы, гнездо овсянки специально искать бесполезно, так как больше вероятность нечаянно раздавить гнездо, чем заметить его среди травы. А собаки-ищейки, как у натуралиста Евгения Спангенберга, которая была бы научена искать птичьи гнезда, у меня пока нет. Просто как-то я с младшей сестрой собирал ягоды у посадки молодых сосенок, и сестра наткнулась на это гнездышко случайно. Конечно, я не мог упустить шанс сфотографировать его!

Маленький разбойник
Знаете, какая из наших хищных птиц самая маленькая? Нет, это не какой-нибудь чеглок или воробьиный сычик! Это сорокопут. Правда, строго говоря, ни к отряду дневных хищных, ни к совообразным он не относится. Самый распространенный среди сорокопутов – жулан – представитель многочисленного отряда воробьинообразных. На голове у него сизый «шлем» с черными «очками» - самая подходящая «амуниция» для настоящего разбойника. Когда жулан не голоден, он охотно запасает еду впрок: поймает какого-нибудь мышонка, обезглавит и насадит на колючку терна, или дикой груши. Гнездо сорокопут тоже любит устраивать среди шипов – так безопасней. В сплетенной из грубых стеблей и веточек чаше скромно окрашенная в бурый цвет самка откладывает 5-6 сероватых или желтоватых яиц со светло-коричневыми пятнышками, образующими на тупом конце своеобразный венчик. Не яйца – а загляденье!

Фототрофей от речной крачки
В некоторых случаях, чтобы сделать удачную фотографию, приходится… лезть в воду.
Чета речных крачек облюбовала небольшой островок посреди пруда, и мне ничего не оставалось, как раздеться и идти в брод. Благо день был солнечный – истинно июньский. Вода теплая, да и неглубоко – по пояс.
С Зенитом на шее я добрался до острова. Как и ожидал, обнаружил на нем среди обрывков листьев рогоза, сливающиеся с общим тоном песочного цвета яйца. А темные точки и пятна на скорлупе как нельзя лучше маскировали три грушевидных «камешка».
Тем временем родители забеспокоились и… сбросили на меня «бомбочки» - помет! Рядом со мной в воду плюхнулись два белых комочка. В меня атакующие речные чайки не попали, и поэтому у меня об этом фототрофее остались только приятные впечатления.

Ушастая головушка
Если Вам приходилось встречать где-нибудь в парке, у реки или в лесу сову, то, скорее всего, это была самая многочисленная среди ночных хищниц ушастая сова. Она, как и некоторые дневные «разбойники», сама гнезд не делает. Чаще всего ушастая головушка занимает гнездо серой вороны, сороки или хищных птиц.
Уже в марте самка откладывает от пяти до семи яиц, число которых напрямую зависит от наличия основной добычи – мышевидных грызунов. В окраске яиц нет ничего примечательного – она белая, а вот форма яйца напоминает бочонок. Тупой и острый концы различить сложно.
Насиживает ушастая сова очень упорно. Однажды я добрался до самого гнезда, но птица до последнего момента отчаянно настораживала перьевые ушки и выпучивала круглые глаза. А с гнезда она слетела, лишь когда я поднялся на один уровень с кромкой лотка! «Бу-буу!» - обронила встревоженная наседка.

Сорокино богатство
Как ни ругают сороку-воровку за её склонность тащить всякие блестящие вещички, мне в правоте этой пресловутой особенности убедиться ни разу не приходилось. А ведь я каждую весну нахожу новые или наведываюсь к старым, известным мне, гнёздам белобоких разбойниц. И ни в одном я ничего особенного не находил, разве что алюминиевую проволоку, которая в качестве строительного материала просто идеально скрепляет шарообразную кучу веток с глубоким крепким лотком-чашей. Гнездо у сороки особенное – оно закрыто со всех сторон. Часто оно спрятано в густых зарослях тёрна, и к нему, даже если обнаружить, добраться стоит немало усилий. А острые шипы кустарника – будьте уверены – без царапин не оставят!
Сколько я ни пытался – сфотографировать гнездо сороки мне не удавалось. То залезть невозможно, то «шатёр» над чашей  такой плотный, что объектив просунуть негде, и вспышка окажется бесполезной.
Но повезло, что тут толковать! Свила скрытная птица гнездо в дебрях молодых ив среди болотца. Через «окошко» гнезда-палатки я запечатлел зеленоватые в крапину яйца.
Вот ещё одна тайна природы – как на ладони! Не бриллианты и золотые цепочки прячет сорока, а самое драгоценное – будущих птенцов.

Находчивость коноплянки
В птичьем мире очень модным считается красный цвет. Особенно если он на груди. Коноплянка – не исключение. Правда, похвастаться нарядной кирпично-красной окраской оперения может только самец. Самочка, как водится, носит невзрачное буроватое «платье» с продольными темными пестринами спереди. Такой камуфляж помогает птице оставаться незамеченной, когда она сидит в гнезде. А последнее может располагаться в самых неожиданных местах.
Что-то притягивает коноплянку к поселениям человека. Я находил ее рыхлые гнездышки и под крышей сараев, и на заборе, и в поленнице. Конечно, и на деревьях коноплянка вьет гнезда, при этом обычно невысоко от земли, предпочтение отдается густым низкорослым кустарникам.
Но самый неожиданный вариант гнездовья коноплянки я наблюдал на старом пеньке вишни в саду. Птица нашла уютную нишу под куском мешковины, повешенной на пень и образующей своего рода шалашик. Даже кошки так и не узнали, что у них под носом небольшая пичуга отложила пять светлых яичек с крапинами и благополучно вывела птенцов.

Бирюза чечевицы
«Чечевицу видел? Чечевицу видел?» - спрашивает неугомонный самец чечевицы в рубиново-красном фартуке. Но это он только делает вид, что обеспокоен. На самом деле он прекрасно знает, где его супруга. Она тихо сидит в гнездышке, запрятанном в самой гуще терновых зарослей. И не зря сверху, над наседкой, распростерлась мозаика мелких листьев кустарника. Ведь если бы не было этого прикрытия, то при отлучке от гнезда в глаза сразу бы бросались яркие сочные бирюзовые краски драгоценных яиц. Они, кстати, очень похожи по расцветке на яйца певчего дрозда, даже черные точки есть. Но размером яйца чечевицы чуть больше фасолины, как и подобает для птахи воробьиного «калибра».

Лесной конек
Знакомый грибник рассказал мне, что наткнулся в березовой лощине на гнездо: «Прямо из-под ног вылетела небольшая птичка. Глянул вниз – среди травы, на земле, углубление – гнездо. А в нем бурые яички с пятнышками». Я по описанию сразу понял – это конек.
Фотоаппарат в руки, и вместе с грибником иду за реку в упомянутую лощину.
Так и есть: лесной конек свил на склоне аккуратное гнездышко. Если не знать где оно, со стороны никогда не заметишь.
Я быстренько яички поснимал и удалился, чтобы терпение родителей лишний раз не испытывать. Потом через пару недель наведался: птенчики вылупились. Еще через десяток с лишним дней молодые слетки оставят тесное гнездо и будут прятаться неподалеку в густой траве.

Серая ворона
Когда мы гуляем по парку или лесу, бредем вдоль реки, отдыхаем на лужайке, мы даже и не подозреваем, что за нами… следят. Человек, а тем более группа людей повсюду привлекают к себе внимание. Но серой вороны ведут наблюдения за нами не из праздного любопытства. Они давно приметили, что там где люди задерживаются на достаточно продолжительное время нередко можно найти что-нибудь съестное, например, остатки пикника или просто небольшой трапезы на лоне природы.
А теперь представьте, что прогуливаясь среди белоствольных берез майского леса мы вдруг наткнулись на мастерски упрятанное гнездо зяблика. Конечно, его захочется хорошенько рассмотреть, потрогать и… невольно нарушить маскировку. Вскоре мы уйдем, но за нами прибудет гроза птичьих гнезд – серая ворона. Сегодня она не зря держалась на расстоянии и битый час вела наблюдения за любителями природы. В награду за свое терпение и внимательность ворона получит славный обед, а чете зябликов придется смириться с потерей и приняться за постройку нового гнезда.
Но как бы безжалостна не была разбойница по отношению к чужим яйцам и птенцам, свое потомство она пытается обезопасить от хищников и вьет гнездо-чашу на высоких ветвистых деревьях. Для пущей прочности в стенки помимо грубых ветвей непременно вплетается алюминиевая проволока. А лоток для тепла и мягкости выстилается конским волосом, иногда с примесью тряпочек, обрывков газет и даже полиэтилена.
Как и курица, то есть ровно 21 день, серая ворона будет высиживать 5-6 зеленых в крапину яиц. А потом на свет появятся прожорливые птенцы, и хлопот у нашей плутовки ой как прибавится!

Выбор белой трясогуски
Есть среди пернатых группа дуплогнездников – тех, кто предпочитает выводить потомство в дуплах, выдолбленных дятлами.
На всех таких дупел не хватает поэтому приходится довольствоваться искусственными скворечниками, синичниками да так называемыми естественными дуплами, которые образуются на месте сгнившего сучка.
В естественных дуплах вьет гнездо белая трясогузка. Обычно  она выбирает старую ветлу с выгнившей сердцевиной и в укрытии устраивает уютную «чашечку», в которую откладывает пятерку серовато-белых яичек с темными мелкими крапинами.
Трясогузка не сильно придирчива к выбору места гнездования. Так, например, мне приходилось наблюдать ее гнезда в брошенном автобусе, экскаваторе, комбайне. Единственное условие – подходящая ниша должна быть недалеко от водоема, у которого трясогузки находят пропитание себе и своим птенцам.

Колония дроздов
С наземными и воздушными хищниками легче бороться сообща. Эту простую истину знают дрозды-рябинники и устраивают свои гнезда недалеко друг от друга: на расстоянии десяти – тридцати метров. Это позволяет совместными усилиями прогнать прочь с территории гнездования такую охотницу до чужих яиц и птенцов, как серая ворона. Громкой трескотней встречают рябинники и человека, ступившего в их владения. Мало того, если подойти  к гнезду слишком близко, атаки не миновать. Проносясь над самой головой нарушителя спокойствия, дрозды выбрасывают стратегические порции помета. И за  несколько кадров гнезда с зелеными яйцами в бурых пятнышках приходится платить испачканной одеждой…

август 2004

назад (на страницу "публикации 2006")
Home Photos Video Blog & News My Books Equipment Contacts & About Links


2022 © Сайт Василия Вишневского. Дизайн Натальи Вишневской.
Копирование материалов сайта запрещено.