"Джентльмен в чёрном". Оригинальный тест статьи представлен внизу страницы
Черный джентльмен
В неуемном желании есть что-то магическое. По крайней мере, если очень сильно чего-то хотеть, так что это превращается в идею-фикс, рано или поздно это случается, правда, как правило, тогда, когда этого уже совсем не ждешь. Именно так и было с черной птицей, с которой мне хотелось познакомиться в приватной обстановке. Она всегда казалась мне нарочито скрытной и… дьявольски красивой. Красивой в своей простоте и элегантности. Черный дрозд – это черная как уголь птица с ярко-желтым клювом и каемкой вокруг глаз. Таков самец – строгий черный джентльмен. Словно подчеркивая сдержанность и практичность своего костюма, дрозд поет свою изумительную песню с выдержанными паузами, давая слушателю возможность насладиться мягкими нотами его произведения.
До полноценной очной ставки мне гораздо чаще приходилось слышать весеннюю серенаду черного дрозда, чем видеть самого исполнителя. Несколько случайных встреч не могли ни удовлетворить моего любопытства, ни тем более остаться… в карте памяти моего фотоаппарата. Желанный трофей ускользал от меня, точно лесной призрак раньше, чем я успевал хотя бы хорошенько его разглядеть.
Не помогли мне и уловки с прокручиванием брачной песни на плеере с автономным динамиком-колонкой. Самец, конечно, реагировал на незримого соперника, но не так как мне было нужно. Он лишь с большим усердием начинал выводить трели флейты, но все время продолжал держаться под прикрытием листвы и ветвей.
Я уже бросил затею сфотографировать черного дрозда и переключился на белобровика – трескучего собрата, свившего гнездо на ветле у деревенского родника. Как-то в один из дней непродолжительного отпуска, традиционно полностью посвященного фотоохоте, я во всеоружии отправился фотографировать белобровика у гнезда с птенцами. Взвалил тяжелый рюкзак с фототехникой на плечи, перекинул чехол с громоздким штативом через одно плечо, а на другое повесил мешок с фотопалаткой. И вот с таким серьезным настроем я пришел к давно запримеченному гнезду дрозда-белобровика. Если бы я заранее знал, что меня ждет, от отчаянья вообще бы не вышел из дома. Все мои планы были разрушены. Никакая математика не подвластна природе. Птенцы, которые, по моим расчетам, должны были покинуть гнездо где-то через два-три дня, уже во всю подавали голос из зарослей крапивы! Ни о какой успешной фотосъемке не могло быть и речи.
Злой на себя за то, что не проведал птиц парой дней раньше, я отправился на поиски новых гнезд в болотистое местечко у реки. Обычно искать птичьи гнезда лучше налегке, или взять только рюкзак с фотоаппаратом, но сегодня я решил понести наказание за свою опрометчивость, тем более что на эти грабли мне раньше уже приходилось наступать.
У самой тропинки мне удалось найти гнездо дрозда-рябинника с еще слепыми птенцами. По-хорошему, надо бы подождать, пока они подрастут и оперятся, но после горького опыта с белобровиком, я подумал, что съемку лучше не откладывать, тем более что и укрытие у меня с собой.
Рябинника я уже фотографировал у гнезда и раньше. Этот дрозд самый распространенный в средней полосе, поэтому особой радости я не испытывал и неспешно подготовил все для съемки. Благо гнездо располагалось всего в метре от земли, и рядом было удобное место, где можно было поставить палатку-укрытие.
Не успел я хорошенько устроиться внутри укрытия, как прилетел бурый пестрый дрозд покормить птенцов. Но это оказался не рябинник! Вроде как певчий дрозд, только темнее… Хм, как же я не заметил, что гнездо без выстилки? Ведь гнездо певчего дрозда в этом смысле уникально среди дроздиных – лоток не имеет выстилки и представляет собой бетонированную чашу, вылепленную из грязи. С другой стороны все-таки крупноват этот дрозд для певчего, но, может быть, мне это только кажется, так как я смотрю на птицу через приближающий телеобъектив? Я продолжал мысленно задавать себе вопросы, и как-то даже в голову не приходило, что передо мной было гнездо… черного дрозда. И когда вдруг в объективе появилась черная птица, я был просто ошеломлен и ожидал чего угодно, кроме того, что этот неуловимый призрак по-отцовски деловито начнет кормить птенцов. Значит, до этого я все время видел самку, которую прежде я вообще не встречал и не предполагал, что она так существенно отличается от самца в окраске. Вот что значит один раз увидеть! Вроде бы и читал в определителях, что самка имеет бурое оперение, да все как-то иначе представлялось…
И вот я сидел и не верил своему счастью: в нескольких метрах от меня, полностью поглощенные в свои семейные хлопоты, чета черных дроздов поочередно кормила свое прожорливое потомство. Самка, как это часто бывает у птиц, подлетала заметно чаще, чем самец, но все же и он вносил свою ощутимую лепту, принося то майских жуков, то каких-то непонятных больших черных личинок. Птенцы были еще совсем крошечные, поэтому родителям постоянно приходилось помогать им заглатывать крупную добычу, проталкивая ее клювом в глотку. После каждой кормежки самка терпеливо ждала, когда кто-нибудь из птенчиков выделит капсулу с пометом, который она тут же поедала. Видимо, пищеварительная система птенцов еще не достаточно развита, и остается много полезных непереваренных веществ, которые легко усваиваются взрослым организмом.
А один раз самка даже принесла птенчикам ящерицу, которую скормить у нее так и не получилось, так как она оказалось слишком крупной добычей для птенчиков. Пришлось самой же и проглотить пойманную рептилию.
Более пяти часов я терпеливо просидел в укрытии у гнезда, любуясь, как заботливо кормят своих птенчиков семейная пара черных дроздов. Черный джентльмен в облике примерного семьянина стал еще более симпатичен и понятен. Теперь я знаю, кому поет он свои серенада и ради чего охраняет границы своей территории.
Для полной картины мне не хватало только фотографии гнезда с яйцами, но разве я мог этого требовать, когда я получил главное? Я и не требовал. И может быть поэтому, когда приехал в деревню уже в разгаре лета всего на пару дней, случайно обнаружил гнездо черного дрозда с яйцами. Как известно, дрозды успевают за сезон вывести птенцов дважды. Очевидно, это и был второй раз. Теперь, наверно, когда есть все составляющие картины, можно закончить портрет героя… Конечно, биография черного дрозда на этом не исчерпывается, и еще много интимных сторон его жизнедеятельности остались за кадром, но, по крайней мере, будем считать, что джентльмен уже однажды пожал мне руку.
Фотографии по теме
Чёрный дрозд
назад (на страницу "публикации 2009")