Оранжевая революция

Оригинальный текст представлен внизу страницы

1

2

3

4

5

«Оранжевая революция»

Начало «Оранжевой революции» было положено 60 лет назад, когда в 1948 году подросшим птенцам огаря, содержащимся в Московском зоопарке, перестали подрезать крылья. Вольные птицы поначалу осенью улетали, а весной обратно в питомник возвращались лишь единицы. Но постепенно инстинкт осеннего перелета стал утрачиваться, так как в этом не было большой нужды: птиц регулярно кормили в зоопарке круглый год. Единственное чего не хватало – это территории для гнездования и воспитания потомства. И вот первые молодые пары стали осваивать водоемы Москвы. О том, что новые поселенцы были из зоопарка, свидетельствовали хорошо заметные издалека зеленые кольца с белым номером. Да и трудно предположить, что огари прилетели «покорять Москву» самостоятельно. В таком случае граница ареала должна была бы постепенно продвигаться на север, и птицы встречались бы не только в столице, но и в соседних областях, прилегающих с юга. Однако красные утки в дикой природе предпочитают куда более отдаленные территории степной зоны и полупустынь. Северная граница естественной области распространения огарей находится почти в 800 км от Москвы. При этом даже у себя на родине на зиму они вынуждены мигрировать в Африку или Южную Азию.

Южные родственники «москвичей» отличаются удивительной осторожностью и скрытностью. Разве что неподражаемый крик «анг-анг» выдает присутствие огарей, но человека в южной популяции все равно близко подпускать «не принято». Столичная популяция огарей формируется в условиях отличных от естественных, поэтому на прудах закрепляются прежде всего те, кто сумел сломать в себе привычные стереотипы поведения. В Москве охота запрещена, и огарь чувствует себя в полной безопасности, даже если на берегу соберется с десяток зевак. Да и кого боятся - людей, которые с радостью скармливают им батоны хлеба? Впрочем, и другие утки – кряквы да гоголи – хорошо понимают привилегированность своего положения на водоемах столицы. И здесь уже куда более острыми становятся взаимоотношения между коренными обитателями водоемов и огарями-«оккупантами». Преимущество по массе и напористости остается за красными утками, поэтому в большинстве случаев кряквы вынуждены уступать им.

С наступлением весны, когда снег превратится в обширные лужи, и один за другим начнут оттаивать пруды, огари небольшими группами разлетаются по обжитым водоемам Москвы. Серый лед еще не сошел, а утки уже цедят воду, проступившую по берегам, устраивают брачные игры и токовые полеты парами на большой высоте. Основная пища у огарей растительная, в этом они ближе к гусям, однако важную роль играют также водные и наземные беспозвоночные. В условиях города в меню огаря, несомненно, следует вписать и хлеб.

Обычно огари устраивают свои гнезда в глубоких норах сурков, барсуков и лисиц, реже - в различных нишах на скалах или на земле. Известны случаи, когда гнезда огаря были расположены на высоте более 10 метров в нише скалы, и птенцам-пуховичкам приходилось спрыгивать вниз с этой немыслимой высоты. После «затяжного прыжка» юные парашютисты как ни в чем ни бывало следовали за мамашей к ближайшему водоему, пострадав от трюка не больше теннисного мяча. Вот и в городе огари выбирают в качестве безопасного жилища чердаки и крыши домов. И уже оттуда птенцы следуют на пруд осваивать азы плавания и добычи пропитания.  Специальные домики для огарей, заботливо выставляемые на водоемах, служат неплохим укрытием на ночь, спасает утят от вездесущих ворон и других любителей легкой наживы.

В отношении защиты потомства огари, как и в питании, тяготеют к гусиным. Характерное шипение насиживающей самки отпугивает даже лисиц, а бесстрашность селезня порой может показаться безрассудной, когда он атакует таких опасных хищников как орлан-белохвост или отваживается нападать на человека. Не менее ревностно самец блюдет границы облюбованного водоема, как в период насиживания, так и после спуска на воду потомства. На небольшие прудики, занятые красной уткой, кряквы в гнездовой период и носа сунуть не смеют. Любые попытки спуститься в пруд немедленно пресекаются агрессивно настроенным самцом. Даже немного обидно бывает за милую чету крякв, тщетно пытающихся «подружиться» с огарем. Да что там кряквы, огарь и своих сородичей гонит взашей! И если кряквы вынуждены благоразумно ретироваться, то со стороны равных по силе соплеменников можно встретить достойный отпор. Как и положено, на поле брани главенствующую роль играют более крупные самцы. В ход идет все: мощные удары крыльев, крепкие щипки клювом, резкие атаки слету. Брызги летят во все стороны, воинственно кричат огари, сцепившиеся на воде в нешуточной схватке. Но, как ни странно, победа определятся не столько силой противников, сколько характером и уверенностью… в своей «правоте». В конце концов, выигрывает обычно первоначальный хозяин водоема или, в лучшем случае, новоявленным огарям выделяется небольшой участок, где-нибудь с краю.

Наиболее драматичные сцены разыгрываются, когда запоздалый выводок родители приводят на уже занятый водоем. Тогда страдают не только взрослые, но и дети. Оставшихся утят преследуют хозяева пруда, норовят ущипнуть и даже топят малышей. Благо в отличие от взрослых птиц пуховички уверенно чувствуют себя под водой и охотно ныряют в случае опасности. Если родители так и не возвращаются за оставленными малышами, они плывут к хозяевам пруда, не смотря на гонения и агрессию с их стороны. Брошенные утята льнут ближе к взрослым птицам в надежде на их опеку, но снова натыкаются на раскрытые клювы и преследования. С каждым разом хозяева водоема, обескураженные поведением чужих птенцов, проявляют больше терпимости к навязчивому добродушию пуховичков, пока, наконец, не принимают их в свою семью. Молодежь огари воспитывают вплоть до подъема на крыло.

Московская популяция огарей еще формируется, являя удивительные способности диких птиц приспосабливаться к условиям окружающей среды в относительно короткие сроки. Единственным стопором выступает привязанность огарей к обжитым водоемам, и дальнейший рост численности связан именно с освоением незанятых прудов и притеснением крякв, не знавших до сих пор серьезных конкурентов. Оранжевая революция только разгорается, и как знать, может быть через несколько десятков лет красная утка «загонит» крякву в Красную книгу Московской области.

15 марта 2008 г.

Фотографии по теме
Огарь


назад (на страницу "публикации 2008")
Home Photos Video Blog & News My Books Equipment Contacts & About Links


2022 © Сайт Василия Вишневского. Дизайн Натальи Вишневской.
Копирование материалов сайта запрещено.