Дроздятня
Урёма… Суровка делает небольшой изгиб и образует своего рода заливчик, словно пытается подобраться к огородам на окраине деревни. Ивы склонились над рекой – любуются своим отражением, моют руки-ветви в студеной воде. В некоторых местах топь – можно запросто увязнуть по щиколотку. Мелкие родники слабые в отдельности соединяются в один ручей, извиваясь меж корней, бегут напоить речку. Это небольшой «глоток» для Суровки. Но таких ключей от истока до устья много. Все вместе они делают большое дело для реки, без которой не было бы тут ни древни, ни огородов, ни райской урёмы.
Площадь прибрежных зарослей в этом месте небольшая – может быть, два – три футбольных поля. Из деревьев здесь преобладают высокоствольные ивы, липы, но есть и несколько дубков, растут клены, ольха, а также жимолость и колючие заросли терна да шиповника.
Когда-то здесь, на макушках могучих ив, размещалась колония грачей. Они кормили своих птенцов тем, что приносили с обрабатываемых местным колхозом полей. Но потом поля забросили, и грачиная колония пропала. Остались только гнезда, одно из которых из года в год занимает пустельга.
Но свято место пусто не бывает: облюбовали урёму смелые дрозды-рябинники. Крикливые птицы «налепили» тут и там свои гнезда и застолбили территорию. Однако это не значит, что другим пернатым вход в райский уголок заказан. Наоборот, под эгидой колонии дроздов образовалось целое сообщество мелких воробьиных птиц. Ни один хищник, сунувшийся поживиться яйцами или птенцами, не уйдет безнаказанным, а чаще и вовсе не успеет наразбойничать.
Стоит в пределах «обороняемого» участка показаться, например, серой вороне, как на нее обрушивается штурм дроздов-защитников. Тут уж по-добру по-здорову надо ноги уносить! Так что с воздуха не подберешься. Ну, а если наземный противник? Бомбардировки не избежать. Я испытал на себе: если слишком близко подойти к какому-нибудь гнезду, тут же рябинник пронесется над головой и метко сбросит… порцию помета. Благо, что речка близко…
На случай появления черного коршуна или ушастой совы припасены и «легкие истребители». Да-да, тут уж вместе с тяжелыми дроздами-бомбардировщиками в дело вступают и мелкие птицы, от которых, словно от назойливых мух, крупный хищник «бежит» прочь.
Колонию рябинников, а вместе с ней и само местечко, я называю Дроздятней. Именно благодаря дроздам «цены» на «квартиры» в этом районе очень велики. Каждую весну надрывают глотки самцы-певцы. Но жить все равно приходится теснее обычного. Каждому хочется урвать кусочек поближе к дроздиной колонии. Стоит ли удивляться, что тут и там «понатыканы» гнезда пернатых.
Бок о бок, на одной ветле, свили гнездо зеленушка и коноплянка. В колючих зарослях терна спрятались птенцы сорокопута-жулана. У старого дупла верещит скворушка-пересмешник. А в трухлявом стволе березы выдолбил себе «домик» малый пестрый дятел.
Даже желтобокая иволга нашла местечко для своего гнездышка–гамачка высоко в ветвях тонкоствольной липы.
Приходилось встречать мне и искусное гнездо певчего дрозда с голубыми яйцами-жемчужинами, и рыхлую постройку черного дрозда – самого скрытного из своих собратьев.
Очень любит наведываться в райский уголок кукушка. Однажды мне повезло, и я нашел гнездо рябинника с подкинутым яичком. Последнее заметно выделялось среди прочих гораздо меньшими размерами. Тем не менее, уже на следующий день «шпионское» яйцо было выброшено – дрозды-рябинники не поддались на уловку.
Однако, для кукушки здесь есть из чего выбрать. Мелкие воробьиные свили гнезда тут и там. Одних только славок вон сколько: серая, садовая, ястребиная, черноголовка, завирушка…
Вечером заливаются соловьи. Днем чичивикают чечевицы. Рюмят зяблики перед дождем. Говорит, поет многоголосая Дроздятня. Трещат рябинники, а значит, есть кому постоять за райскую урему, есть кому защитить мелких пернатых от разбойниц-ворон, крупных хищников да кукушек-плутовок.
Февраль 2005 г.
Фотографии по теме
Дрозд-рябинник
Певчий дрозд
Зеленушка
Соловей
Кукушка
назад (на страницу "публикации 2008")