Мышиные бои

Оригинальный текст представлен после скана журнала

1

2

3

4

Мышиные бои

Полевые мыши – симпатичные зверьки. Они отнюдь не серые, как их домовые сородичи, промышляющие в постройках человека. Шубка у полевых мышей бурая, я бы даже сказал с рыжеватым оттенком. Но самое главное отличие – это черный продольный ремень на спине, который придает, если можно так выразится, особое благородство.

Вопреки своему названию полевые мыши часто встречаются не только в поле, но и в лесу, и в городских парках. Так что давайте отправимся в ближайший парк, чтобы получше рассмотреть этих забавных зверюшек.

С первого взгляда полевые мыши могут показаться очень осторожными и трусливыми. Посмотрите, как медленно появляется из снежной норки сначала розовенький носик с шевелящимися усиками, затем черные напряженные бусинки глаз… Стоит в этот момент сделать быстрое движение или издать какой-нибудь резкий звук, и мордочка мигом исчезнет в этой таинственной темной пещерке, ведущей в сложный лабиринт.

Конечно, сидеть неподвижно на корточках тяжеловато. Но не надо забывать, что мы в лесу. Наверняка рядом найдется дерево, на которое легко облокотиться, или, еще лучше, подходящий пенек, на нем то уж точно можно устроиться поудобнее. А теперь – немного терпения. Если соблюдать тишину и спокойствие, скоро опять покажется эти уже знакомые нам носик, усики, глазки – словом – мордочка.

Обоняние у мышей великолепное, но и кругленькие ушки на макушке не для красоты. И когда высовывается голова из норки, уши растопырены, словно маленькие локаторы. Не последнюю роль играют они в сохранении жизни шустрым грызунам. А ведь врагов у них хоть отбавляй: и лисы, и совы, и дневные хищные птицы. Но ни проворность, ни зрение, ни слух не спасли бы вездесущих грызунов, не будь они такими плодовитыми. Подумать только: за один год 4-5 пометов, в каждом из которых по 5-6 мышат!

Но мы отвлеклись, а наш герой тем временем уже вылез из норки полностью и жадно втягивает воздух. Тут совсем рядом висит кормушка для птиц. Драчливые синицы рассыпали семена подсолнечника прямо на снег у норки. Грызун схватил попавшуюся под «руки» семечку и юркнул в нору. Там он съел ее и скоро вернулся за новой. С ней он тоже управился без проблем. Ну, а третью семечку вообще не потащил в норку и слопал прямо «на улице». Наверно мышь решила: «Раз тот большой, что сидит на пеньке так долго не шевелится, значит он либо уснул, либо до меня ему нет никакого дела. А раз так, то его и бояться нечего!»

Зерна и семена – вот основной рацион грызунов. Однако полевые мыши не прочь при случае отведать и хлеба. В отличие от птиц они предпочитают есть черный – он пуще пахнет. А если его еще смочить в подсолнечном масле, то можно привлечь не одного, а целую дюжину мышей. Главное выбрать место, где нор больше.

В парках грызуны почти всегда сосредотачиваются в больших количествах там, где  регулярно подкармливают птиц. Для наблюдений эти места с одной стороны шумноваты, но с другой – здесь и зверьки к человеку больше привыкли.

Семечки кончились. Еще бы, ведь из норки напротив тоже вылезла мышь и «помогла» первой уничтожить все, что разбросали птицы из кормушки. Принюхиваются зверьки: вот не найдут ничего и убегут в другое место. Но мы-то так удобно устроились! А ну-ка, кинем маленькую корочку хлеба...

Мышь мигом нашла угощение. Попробовала – видимо понравилось. А иначе, зачем же она сразу утащила ее в нору? Жди ее теперь, пока съест или спрячет хлеб  про запас… Нет, так дело не пойдет. Надо сразу дать корку побольше. Чтобы не смогла утащить.

Большому куску рот радуется, а если рот такой маленький, как у мышки, то он радуется еще сильней. Не успеешь положить хлеб, а мышь уже тут как тут. Погрызла немножко – по вкусу пришлось. Надумала весь ломоть в свою нору уволочь. Уцепилась за край зубами, тянет со всех сил, в спине дугой согнулась. И так и этак упирается – ничего не получается. А тут еще соседи напротив с другого конца уцепились и тоже тащить пытаются. Ну, чем не лебедь, рак да щука?!
Когда  мордочки залепило снегом, и прыть поостыла, мыши «убедились» в тщетности своих попыток и принялись за трапезу на месте.

Скоро на подсолнечно-хлебный запах сбежался добрый десяток мышей. Облепили краюху со всех сторон и грызут, грызут, грызут. Тесно стало, конечно. Каждый норовит поудобней устроиться. Толкаются, ножками друг друга отпихивают. А иной раз и до серьезных драк дело доходит: сцепятся две мышки – такой переполох устроят. Правда, схватки эти обычно длятся всего несколько секунд. Но выглядит это забавно: словно маленькие мячики подпрыгивают, опрокидывают друг друга…

Вдруг откуда ни возьмись собака без поводка. Мыши врассыпную. Только хвостики их замелькали. Ни и по дороге к норке мыши успевают помутузить друг друга за право первым скрыться в убежище.

Отозвал хозяин собаку – не солидно ей мышами-то промышлять. Ну и вернулись они обратно: нельзя же такое добро как хлеб надолго без присмотра оставлять. Опять заработали зубки грызунов. Возобновилась возня у нас под носом. А другие драчуны настолько осмелели, что во время погони, не задумываясь, запрыгивают прямо на носки зимних сапог! Вот, думаю, посижу еще часик, так они наверно и совсем на меня забираться начнут.

Но мороз хоть и не велик, да сидеть долго не велит. Пусть мышки спокойно хлеб доедят, а нам домой пора. Завтра снова придем.

15 марта 2005 г.



Оригинальный текст представлен после скана журнала

5

6

Зимний скворец

В конце лета скворцы собираются в большие стаи, чтобы нагулять жир и набраться сил перед ответственным перелетом. Однако среди тысяч особей находятся и истинные «патриоты», готовые встретиться лицом к лицу с суровыми морозами среднерусской зимы. Чаще всего такие птицы-пересмешники остаются в крупных городах или на скотных дворах, где всегда есть не скрытые под снегом участки земли, на которых можно найти пропитание.

Удивительнее было видеть одного единственного скворца, оставшегося зимовать в сельской местности. В январе все было укрыто снегом, и единственным местом, где время от времени появлялся доступ к почве, была мусорка, оккупированная серыми воронами да галками. Скворец не разделял интересов этих птиц и никогда не рылся в отбросах. Всю зиму я встречал незадачливого одиночку на рябине. Благо, год выдался урожайным на эти кисловатые ягоды, и их с лихвой хватило и снегирям, и свиристелям, и скворцу.

Вообще-то зимовка перелетных пернатых на родине – известное явление, обусловленное, главным образом, наличием и возможностью добычи пищи. Правда, обычно источник носит локальный характер и может обеспечить лишь ограниченное количество особей достаточным количеством корма, поэтому остаются небольшие группы птиц. Зимуют в городах грачи, на незамерзающих водоемах остаются различные виды уток, в годы урожая рябины надолго задерживаются в средней полосе стаи кочующих дроздов-рябинников.

Однако одиночно остаются зимовать лишь раненные или ослабленные особи, не готовые к дальнему перелету. Очевидно, моего скворца следует отнести именно к таким. Вид у него был неважный: оперение рыхлое, взъерошенное, казалось, что он всегда чем-то недоволен. Он был неспешен в реакции и не очень-то пуглив, словно не хотел попусту растрачивать драгоценную энергию. А когда ударили крещенские морозы, я уж и совсем потерял надежду, что зимний друг переживет их. Но он пережил. Не сломали его и февральские вьюги. Скворец дожил до весны, а потом куда-то исчез. Не иначе как нашел подходящее дупло или скворечник для будущих птенцов.

3 декабря 2006 г.


назад (на страницу "публикации 2008")
Home Photos Video Blog & News My Books Equipment Contacts & About Links


2022 © Сайт Василия Вишневского. Дизайн Натальи Вишневской.
Копирование материалов сайта запрещено.