Жук-полосатик
Солнце уже поднялось над крышами домов, развеяв утренний туман. Я вышел из дома и направился к огороду, надеясь застать шеситногий народец в полусонном состоянии. Когда солнце припечет сильнее, насекомые уже не будут подолгу сидеть на одном месте, позволяя выбрать оптимальный ракурс для фотосъемки, а начнут суетливо заниматься своими насущными делами или, что еще хуже, обнаружат опасность в возникающем перед самым носом объективом.
Обильная роса облепила изумрудную зелень картофельной ботвы и рассыпалась тысячами бриллиантов на листьях молодой капусты. Я нацепил на телеобъектив макроконвертер, чтобы уменьшить расстояние до объекта съемки, и стал подыскивать подходящих «жертв».
Видимо, я припозднился. Неприметные клопы, за которыми я начал было охотиться, всякий раз исправно прятались на нижней стороне листа, а мухи уже давно летали в полную силу. Разве что одна зеленая падальная муха позволила приблизиться на достаточное расстояние. Она неспешно умывалась росой на капустном листе, а я, стоя на коленях, раскачивался рядом с фотоаппаратом в руках, пытаясь поймать ускользающую резкость: миллиметром ближе - миллиметром дальше, и кадр получается размытым. Покончив с водными процедурами, падальница, именуемая энтомологами цезарем, улетела прочь.
Рассматривая через окуляр видоискателя капельки росы, я наткнулся на чету колорадских жуков. Вот кто еще не успел согреться! Самец взгромоздился на самку с целью копуляции, наверно, еще с вечера, а когда внезапно спустился туман, он так и остался на ней. По крайней мере, когда я взялся их фотографировать, они долгое время вообще не шевелились. Возможно, они просто затаились, однако и большинство других полосатиков едва-едва подавали признаки жизни. А впрочем, чему удивляться? Теплолюбивый чужестранец, конечно, должен неуютно чувствовать себя после ночной прохлады.
Как ни странно, но родина колорадского жука вовсе не штат Колорадо, как следовало бы предположить, а куда более теплый северо-восток Мексики. Именно там живут около 50 видов, относящиеся к роду Leptinotarsa, к коему и принадлежит всем известный вредитель. В Соносрской зоогеографической провинции он жил довольно скромно и довольствовался немногочисленными здесь дикими пасленовыми. Кроме того, естественные враги его тоже живут тут. Это насекомые-паразиты, специализирующиеся на колорадском жуке. В частности, например, паразит яиц Edovum puttleri Grissell. Но вот беда: он к холодным условия севера не приспособился!
Чем же так отличился наш жук, что смог не только продвинуться на север, но захватить в дальнейшем и Европу, и Азию лишь за некоторыми исключениями? Все дело оказалось в его способности впадать в длительные состояния покоя при неблагоприятных условиях. Чередование светлых и темных полос на жестких надкрыльях словно символизируют смену активного жизненного цикла – пассивным. Кстати, видовой эпитет decemlineata как раз означает - 10-полосый.
Большинство шестиногих имеет всего одну форму покоя, а у колорадского жука ученые насчитали шесть! Первая – это зимняя диапауза. Вторая - зимняя олигопауза. Третья - летний сон, в который уходят среди лета на срок от 1 до 10 дней до половины всех перезимовавших особей. Четвертая - летняя длительная диапауза. Пятая - повторная диапауза, проявляющаяся в конце лета у однажды зимовавших и в сезоны вегетации картофеля размножавшихся жуков, выживших до осени. И, наконец, шестая - многолетняя диапауза (суперпауза), которая может длиться 2-3 года. Таким образом, шесть из десяти черных полос оказываются «задействованными». Еще четыре ученым предстоит расшифровать, либо они у полосатика пока не «проявились» и лишь подчеркивают неисчерпанный потенциал адаптации – умения приспосабливаться под условия окружающей среды. А может быть, они все лишь обозначают 4 возраста, разделенные линьками, характерные для стадии личинки.
Но раз уж дело коснулось образа жизни, то лучше изложить по порядку. Те особи, которые благополучно перезимовали, появляются весной с первыми всходами картофеля. При этом перед жуками стоит всего две задачи: питание и спаривание. Однако довольно часто последнее происходит еще осенью, тогда самки могут весной сразу откладывать оплодотворенные яйца. За сутки одна «мамаша» может прикрепить к нижней стороне листа от 5 до 80 оранжевых яичек. Обычно на одном листе плотной кучкой размещается 25-40 штук. В зависимости от погодных условий яйца развиваются до 17 дней, а затем из них вылупляются красно-бурые личинки, которые тут же принимаются за нежную зелень картофеля. Со временем личинки приобретают морковный цвет, что связано с накоплением в гемолимфе (аналог крови у насекомых) каротиноидов – пигментов, которые образуются в зеленых частях растений. При благоприятных условиях через месяц после вылупления личинки зарываются в почву на глубину примерно 10 см и в течение 20 дней пребывают в стадии предкуколки и куколки. Сразу после выхода молодые жуки начинают интенсивно питаться, чтобы отложить запас питательных веществ в жировом теле. Затем они спариваются и откладывают яйца на следующее поколение. Однако при неблагоприятных условиях молодые жуки могут сразу после формирования необходимых запасов уйти в почву и впасть в диапаузу, отложив стадию размножения до лучших времен. В связи с многообразием типов покоя жуки способны дожить до 4-х лет.
По своей сути колорадские жуки олигофаги (от греческого oligos – немногочисленный и phagos –пожиратель). В меню включены лишь растения семейства пасленовых: картофель, паслены, баклажан и томат. При отсутствии листьев взрослые особи едят любые части растений, в том числе клубни. За месяц один жук съедает 4 г зеленой массы, личинка – 1 г. При средней плодовитости самки в 700 яиц ее потомство может достигнуть уже во втором поколении 250 000 экземпляров и способно уничтожить больше тонны картофельной ботвы. Поэтому на огороде колорадский жук – серьезный вредитель. К различным ядохимикатам он привыкает довольно быстро, а массовый выпуск его естественных врагов энтомофагов оказывает лишь временный эффект, так как в холодных регионах возделывания картофеля они перезимовать не могут. Можно надеяться, что в будущем удастся вывести устойчивые к среднерусским морозам паразитов яиц колорадского жука, тогда у вредителя появится достойный биологический регулятор численности. А пока естественной защиты от полосатиков нет, приходится бороться с ними своими силами: на небольших огородных участках можно собирать вручную взрослых жуков и личинок, а на полях обрабатывать ботву инсектицидами.
…Роса высохла, и жуки принялись за трапезу. Я любовался полосатиками, так, словно, они «уминали за обе щеки» не листья картофеля, посаженного мной в начале мая, а какой-нибудь назойливый сорняк. Думается, если бы не пристрастие к одной из важнейших пропашных культур, колорадский жук казался бы не менее симпатичным, чем, скажем, божья коровка, которую в детстве мы с такой охотой сажаем на палец и «уговариваем» слетать на небо.
Стало жарко. Жучки засуетились. Хорошо им, когда тепло, а мне уже голову припекает. Надо было панаму прихватить.
23 января 2007 г
назад (на страницу "публикации 2007")