Сколько у дятла кузниц?
Большой пестрый дятел барабанит с утра до вечера. Зимний день короток – мороз лениться не велит. Вот и колотит работяга одну шишку за другой.
Порядок действий несложный: снял шишечку, перелетел на ближайшую «наковальню», если есть в удобной щели старая шишка, то ее выбросил, вставил новую, и за работу. Зачастую дятел роняет или сам выбрасывает шишку, достав из нее лишь часть семян. Тогда на одну шишку уходит не более трех – пяти минут. Но в другой раз, если шишка особенно приглянулась, пестрый «доктор» колотит ее долго, то и дело меняя ее положение в щели.
В зимние каникулы, в январе, я почти каждый день, если позволяла погода, ходил в сосновую лесозащитную полосу. Там-то я и узнал, что территория у дятлов поделена на участки. У каждого – свой, достаточный чтобы прокормиться в холодное время года.
У самца (он на затылке имеет красную метку) площадь была гораздо меньше, нежели у его соседки самки. Однако на территории последней растет очень много берез и других «неурожайных» деревьев, поэтому, наверно, ей и больший кусок достался.
Долбит шишки дятел только на определенных деревьях, а не где попало. Причем дерево, используемое как станок для столярных работ, обязательно должно иметь подходящие щели, в которые можно плотно вставить шишку. Если «тиски» слишком узкие, то дятел сам их расширяет до подходящих размеров. Но чаще предпочтения отдается естественным выемкам и углублениям на стволе дерева. Молодые полузасохшие дубки нередко изобилуют такими щелями, поэтому они обычно становятся излюбленными кузницами, и вокруг них иногда можно найти целый ворох подолбленных шишек. Но лучшей, по соображениям самого кузнеца, будет наковальня лишь до тех пор, пока рядом с ней есть достаточное количество шишек. Когда же запас будет существенно истощен, дятел не станет приносить сюда шишки за три версты, а начнет использовать ближайшие удобные деревья, которых у хозяина участка не меньше десяти, а то и все двадцать.
Так обстоит дело с количеством рабочих мест у самца с небольшой территорией. А вот у самки кузниц я насчитал больше двадцати. Правда, и используются они не так интенсивно, как у соседа самца. А некоторые кузницы «простаивают» без дела и несколько дней подряд. И только шишки выдают их существование.
Пока на улице зима, самец и самка четко соблюдают установленные ими границы. Но скоро припечет солнышко, растает снег, и в сосновой лесозащитной полосе можно будет услышать пресловутую барабанную дробь. Это значит, пришло время объединить участки и сложить усилия для выкармливания и воспитания нового поколения защитников леса.
16 января 2005г
назад (на страницу "публикации 2007")